Российский производитель светотехнической продукции
График работы:
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Главная \ Услуги \ Статьи \ Oсвещение как способ оптимизации продаж

Oсвещение как способ оптимизации продаж

Освещение магазина - вещь естественная и необходимая. Главная задача искусственного освещения магазинов и его отделов - создать благоприятные визуальные условия для продавцов и покупателей, "вести" покупателя, указывая правильный путь в пространстве товаров, выгодно представлять покупателю нужный ему товар. Кроме того, свет помогает создать атмосферу, способствующую покупкам. Удачно подобранное освещение - это один из основных факторов успешной работы магазина, знание потенциала тех или иных осветительных приборов - залог правильного выбора оборудования.

 Освещение бывает разным

Несмотря на многообразие, системы освещения принято подразделять на три подсистемы:

  • Общее освещение - для обеспечения видимости и задания тона и стиля всего помещения;
  • Периметральное(круговое) освещение - для оживления стен, вертикальных поверхностей и для упрощения ориентациив больших торговых залах;
  • Акцентирующее освещение - выделение товара из общей массы, а также привлечения внимания к определенным деталям данного товара.

Общее (или основное) освещение есть во всех магазинах, но наибольшее применение оно получило в крупных продовольственных магазинах, супермаркетах, где роль освещения - показать весь огромный ассортимент магазина, и где время совершения покупки невелико. Как правило, оно реализуется двумя способами: более ярким освещением прилавков, полок, витрин, товаров по сравнению с приглушенным окружающим освещением торговой площади или равномерным освещением помещения с помощью симметрично распределенных осветительных приборов, что дает возможность делать перестановки торгового оборудования в любое время и в любом варианте.

Круговое освещение встречается значительно реже. Дополнительные осветительные приборы в этом случае расположены по периметру магазина и призваны освещать сте-ны и другие вертикальные поверхности. Зачастую функцию периметрального освеще-ния выполняют рекламные лайтбоксы, встроенные в стены дисплеи или подсвеченные товарные экспозиции. В нерабочее время круговое освещение выполняет роль дежурного освещения (если таковое не предусмотренно) и иногда остается включенным на ночь. Поэтому оно реализуется на основе долговечных энергосберегающих технологий и использует люминесцентные (ЛЛ) или компактные люминесцентные лампы (КЛЛ).

Акцентирующее освещение привлекает внимание покупателей к определенным това-рам. Например, образцы новой коллекции одежды, расположенные в центральной час-ти магазина, могут освещаться более интенсивно. Оно достигается с использованием прожекторного оборудования или специальных ламп с зеркальным отражателем и требует регулярной подстройки направления освещения. В связи с частой сменой экспозиций товаров в торговом зале применяют прожекторы, установленные на стандартные токопроводящие шины. Альтернативой являются регулируемые осветительные приборы (downlights) с рефлекторными и галогенными лампами равномерно распределенные по потолку. Все эти светильники надо устанавливать так, чтобы товары не оказались в теневой области с точки зрения покупателя. Как правило, акцентирующее освещение дает максимально качественный свет, но одновременно является наиболее энергоемким и недолговечным.

Как выбирать, чтобы не ошибиться

Выбор осветительного оборудования (или оценка существующей осветительной системы) производится по двум критериям:

  • по эффективности(т. е. способности оборудования выполнять его функции: акцентировать внимание покупателей, создавать общий фон, атмосферу и имидж магазина)
  • экономичности. Под экономичностью понимают не только низкое энергопотребление и начальные затраты, но и низкие затраты на замену ламп и общее обслуживание системы освещения.

Основные показатели эффективности светового оборудования - это качество и количество света. Качество определяется цветопередачей и цветностью светового излучения, а также отсутствием слепящего и других негативных эффектов.

О качестве света

Цветопередача (Ra или CRI - Color Rendering Index) - способность освещения передать истинный цвет предмета. При выборе ламп важно уточнить возможные эффекты оттенков света, т. е. то, как различные виды источников света передают цвета тех или иных товаров.

Различные лампы могут давать разный свет, усиливая одни цвета и ослабляя другие. Галогенные лампы и лампы накаливания имеют максимальный индекс цветопередачи 100, т. к. считается, что они дают 100%-ую цветопередачу и не искажают цвет товара. Тем не менее многие потребители верно замечают, что лампы накаливания имеют желтоватый оттенок, и поэтому используют галогенные лампы, дающие более белый свет. Индексы цветопередачи других типов ламп даны ниже:

  • стандартных люминесцентных - до 75;
  • люминесцентных ламп с 3-хполосным люминофором - до 85;
  • люминесцентных ламп с 5-типолосным люминофором - свыше 90;
  • металлогалогенных - 70-90.

Наиболее полно современным требованиям общего освещения отвечают компактно-люминесцентные лампы и люминесцентные лампы с 3-х полосным люминофором. Цвето-передача более 80 необходима в том случае, если определенная цветовая комбинация имеет большое значение для решения о совершении покупки. Например, высокая цветопередача имеет важное значение в магазинах, торгующих мясом, рыбой, фруктами. Цвет ламп с низкой цветопередачей может сильно исказить цвет продуктов, придав им неестественный оттенок, который отпугнет покупателя. В отделах самообслуживания, где решение о покупке принимается на основании внешнего вида упаковки, при недостаточно высоком качестве освещения яркие цвета могут быть не замечены покупателем. Не меньшее значение имеет высокий индекс цветопередачи в магазинах, торгующих одеждой.

Оттенок света следует определять как функцию цветности источников света. Цветность ламп (CCT - Correlated Color Temperature - Цветовая температура) измеря-ется в градусах Келвина. У различных типов ламп цветность отличается. Цветовая температура cверхтеплого оттенка равна примерно 2700К, теплого - 3000К, белого - 3500К, прохладного - 4000К, ''дневной'' свет имеет температуру около 6000К. От оттенка света зависит атмосфера в торговом зале. Мягкие теплые тона света ассоции-руются с неформальной, интимной обстановкой, в то время как более холодные оттенки усиливают агрессивную, провоцирующую сторону визуального образа магазина. Поэтому выбор того или иного уровня цветности зависит в первую очередь от направленности магазина, т. к. для разных видов имеются свои предпочтения цветности. Например, продуктовым магазинам рекомендуется использовать теплые цвета, которые придают более привлекательный вид продуктам. в то время как для подсветки замороженных продуктов используют более холодные оттенки. Одежда, нижнее белье должны освещаться светом теплых тонов, т. к. они ближе к тем условиям, в которых одежда будет носиться. Холодные оттенки рекомендуется использовать в автомобильных салонах и магазинах бытовой техники. В магазинах, торгующих фарфором и хрусталем, холодные оттенки обязательны, т. к. подчеркивают их блеск и белизну.

Важно знать меру

Освещенность (или количество света на единицу площади) зависит от площади магазина, удаленности товара от источников света и других факторов. Одним из подходов к его определению, широко используемом на западе и в США, является зависимость от активности покупателей в магазине (число покупок за единицу времени, время на принятие решения о покупке и т.п.). Чем больше времени требуется для принятия решения о покупке (например, в ювелирном магазине), тем более приглушенным должно быть общее освещение, создающее интимную атмосферу, кото-рая позволяет покупателю дольше оставаться у прилавка, не привлекая внимания. Как противоположность, на выбор фруктов в супермаркете тратятся считанные секунды. Поэтому важно чтобы они были представлены в лучшем свете и подход к прилавку был хорошо освещен. Таким образом уровень освещенности также различен для прилавков и проходов (см. таблицу).

Для выделения отдельных товаров на витрине, по российским нормам, акцентирующее освещение должно превосходить окружающее в 3 раза, по западным - в 5 раз и больше. Для открытых витрин магазинов рекомендуется устанавливать 3-5-кратно увеличенный уровень освещенности торговых площадей в рабочие часы, для закрытых витрин уровень освещенности должен быть увеличен по сравнению с окружающим освещением в 4-6 раз. В бутиках основное освещение меньше, но большое значение имеет акцентирующее. Кроме бутиков, акцентирующее освещение применяется в ювелирных, винных магазинах и т. п.

Хорошие лампы служат дольше

Немаловажный вопрос при выборе оборудования - его цена. Пользователей волнует два аспекта этого вопроса: какова начальная стоимость оборудования, проектирования и монтажа и какова стоимость его эксплуатации (смены ламп, стоимость энергии и т. д.). Для них желательно реже менять лампы и меньше платить за электроэнергию. При ближайшем рассмотрении эксплуатационные расходы целиком зависят от используемых источников света.

Самые рапространенные и самые дешевые на рынке - лампы накаливания. Они служат в среднем 1-2 тыс. часов, однако являются наиболее энергоемкими и не предоставляют выбора цветности. В сравнении с лампами накаливания галогенные лампы могут быть более миниатюрными и, долговечными (2-6 тыс. часов), а также потреблять в два раза меньше энергии. Зеркальные галогенные лампы предоставляют большой выбор ширины угла пучка света, что является важным для акцентирующего освещения. Они также дают искристый белый свет необходимый для эффектной подсветки товаров. Следует отметить, что при горении галогенных ламп выделяется много тепла, а также ультра-фиолетовый (UV) свет, от которого ткани могут выгорать, как на солнце, а пластик желтеть. Качественные галогенные лампы используют специальное кварцевое стекло, отсекающее UV часть спектра. Также используются специальные технологии для преобразованиЯ части тепла в видимый свет, для поддержания высокого уровня светового потока (у дешевых галогенных ламп к концу срока службы он опускается до 60% от начального). При относительной дешевизне галогенные лампы являются идеальным выбором для подсветки небольших витрин и дисплеев.

В освещении витрин и больших торговых площадей галогенные лампы все больше вытесняются более дорогими металлогалогенными лампами. Их основные преимущества состоят в следующем:

  • значительно больший срок службы - 6-15тыс. часов;
  • потребление энергии в два-три раза меньше,чем у галогенных ламп;
  • более широкий выбор цветности.

Следует заметить, что только металлогалогенные лампы с керамической горелкой обес-печивают высокую надежность. На данный момент они являются наиболее перспективными и испытывают наибольший рост применения в различных областях. Старые лампы с кварцевой горелкой не обеспечивают однородность цветности от лампы к лампе, которая еще больше ухудшается со сроком службы. При освещении такими лампами ряда витрин (или установке светильников в линию) некоторые из них будут неприятно выделяться различными оттенками света.

Люминесцентные лампы являются прекрасным выбором для общего "заливающего" освещения в помещениях с высотой потолков до 8 метров. Благодаря своим размерам они могут создать "омывающий" эффект подсветки стен или потолка. Они обладают хорошими энергосберегающими качествами и самым широким выбором цветности. Стандартные люминесцентные лампы прослужат 9 тыс. часов, лампы с 3-хполосным люминофором - 15-20 тыс. часов. Срок службы компактных люминесцентных ламп - 10-15 тыс. часов. Люминесцентные лампы так же, как и металлогалогенные, требуют применения специальных пускорегулирующих устройств. Как правило, при применении электронных устройств (в отличии от электромагнитных) можно добиться больших сроков эксплуатации ламп.

Концепции привлекательного и эффективного освещения постоянно меняются. Однако, как правило, они следуют тенденциям современного дизайна и архитектуры магазинов. Одно из последних направлений - это зонирование торговых площадей с помощью разного рода освещения. Прилавки, полки и экспозиции выделяются и возвышаются с помощью яркого акцентирующего освещения, в то время когда приглушенное общее освещение имеет ''темные пятна''. Такой тип освещения, равно как и многие другие прогрессивные системы используемые в России, наряду с очевидными преимуществами имеет неожиданные отрицательные стороны. Избежать или сгладить их вам помогут только специалисты.

Попробуйте прислушаться к их мнению, и ваш бизнес предстанет в лучшем свете.

Источник:http://www.expertunion.ru/metodiki-osvescheniya/osveschenie-kak-sposob-optimizatsii-prodazh.html

Заинтересовались? Появились вопросы?
Оставьте заявку!
Более подробную информацию Вы можете получить заполнив форму, либо по телефонам:
Адрес:
Мос. обл. г. Балашиха, ул. Лесной поселок, д. 22
Яндекс.Метрика